"Богдан Хмельницкий"
Но мы забегаем вперед. Незадолго до начала Отечественной войны режиссер И. Савченко показывает историко - биографический фильм «Богдан Хмельницкий» — один из лучших в этом «жанре». В нем Жаров превосходно сыграл роль дьяка Гаврилы. Р. Юренев справедливо пишет: «Этот образ пришел в фильм из шутейных народных сказок о попе и шинкаре, о растригах-солдатах и монахах-воинах — бесшабашных, пьяных, находчивых и отважных». Но, связанный истоками с фольклором, Гаврила был по сути глубоко современен, ибо в преддверии войны учил зрителя беззаветному патриотизму и героической жертвенности.


«Богдан Хмельницкий» был сначала пьесой, которую в Москве ставил как раз Малый театр. Там роль Гаврилы досталась не Жарову, хотя он очень хотел ее сыграть, а И. Ильинскому. Они дружили — эти выдающиеся актеры, но их творческие пути нередко пересекались, и Гаврила был как раз тем образом, который равно подходил и одному, и другому. Нет нужды сравнивать, какой дьяк был лучше — сценический или экранный. но у Ильинского он — один из многих добротно сделанных образов, у Жарова — этапная работа. В жаровском Гавриле было усилено героическое начало, он не только смешил, но и восхищал.


Просторная черная ряса делала фигуру Жарова мощной, даже несколько громоздкой, высокий колпак прибавлял росту. Лицо, заросшее бородой, обрамленное никогда, кажется, нечесаной гривой, толстый нос с явными признаками пристрастия к горилке, но глаза — чистые, пронзительные, острые. За поясом — рядом — крест и пистолет. Изобразительно, если можно так сказать, это был необычайно впечатляющий образ. С такой внешностью можно было естественно переходить от фарса к трагедии, от балаганного фиглярства к высокой героике, что с поразительной легкостью и делал Жаров.


Автор Админ: 13.07.2010 13:47, Мнений: 0