Человек в футляре
Понравился даже сказочный Лазунка, боярский сын, как называли в ХУII веке мелкопоместных дворян, переходящий на сторону Стеньки Резина, в фильме «Степан Разин» О. Преображенской и И. Правова. Хотя в работе над его сценарием принимал участие А. Чапыгин, фильм, не наш взгляд, воспроизводит не мотивы его романа, а скорее фольклорные представления о Резине и разинской эпопее. Романтичность и условность, которые потребовались от актеров в этой картине, оказались не чужды Жарову.


Что же касается неудачи—не только Жарова, но и всего фильма «Человек в футляре»,— то это просто какая-то загадка. Литературная основа и участие таких выдающихся актеров, как Н. Хмелев, О. Андровская, Ф. Раневская, В. Гардин, А. Грибов, О. Абдулов и других, гарантировали если не успех, то хотя бы какой-то приемлемый уровень картине. Но ни Чехов, ни отличные актеры ничего не смогли поделать, поскольку, на наш взгляд, просчет таился уже в замысле и трактовке материала. Рассказ философичен, глубок, пожалуй, даже страшен своей обобщающей силой, а фильм оказался рассказом не то о чудаке, не то об идиоте, да к тому же жившем в какие-то стародавние времена. Даже легкомысленный «Медведь» был (хотя бы опосредованно, связан с современностью — показом в определенной мере вневременных человеческих типов, у «Человека в футляре» никаких мостиков в реальную жизнь не было.


В кино часто возникают споры, кто «важнее»? В синтетическом искусстве, создаваемом коллективным трудом, не всегда можно различить вклад того или иного художника. Но картина «Человек в футляре» дает прямо-таки хрестоматийный пример того, как серьезный труд коллектива очень талантливых людей может быть сведен на нет просчетом одного человека — постановщика, выступающего одновременно и сценаристом, в данном случае — интерпретатором Чехова.


Автор Админ: 11.07.2010 00:54, Мнений: 0