Дилогия "Иван Грозный"
Вторая картина — глубокая, бесконечно талантливая и вместе с тем спорная по историзму — дилогия «Иван Грозный» С. Эйзенштейна. Нужен специальный и обширный разговор, чтобы разобраться в отношении Эйзенштейна к Ивану IУ и понять, каким образом, начав с апологизации, с утверждения, что царь Иван был предтечей Петра Великого, художник под давлением исторических фактов, внутренней логики собственного сценария и непреодолимых ассоциаций все далее уходил от позитивной оценки, пока не пришел к взглядам на Ивана IУ, традиционным в русском демократическом искусстве,— напомним в этой связи о драмах и прозе А. К. Толстого, поэзии М. Лермонтова, живописи И. Репина и т. д.


Дилогия Эйзенштейна на редкость противоречива как историческое произведение.


Но что касается образа Малюты Скуратова — «государева пса», сыгранного Жаровым, то здесь вряд ли можно спорить, что Эйзенштейн пошел с ним прямо против исторической реальности и даже против народной памяти. Есть народные песни, возвеличивающие Ивана Грозного,— об этом напомнил А. Карамзин. Сравнив их со взглядами историков, он написал: «История злопамятнее народа!» (Так и должно быть: история располагает большим числом данных, чем народная память.) Но в тех же народных песнях Малюта выступает непрощаемым злодеем и кровожадным палачом. Так что само приглашение на эту роль обаятельного, горячо любимого зрителями актера свидетельствует о намерении автора фильма взорвать давнюю традицию.


Не будем поднимать здесь давний спор о пределах достоверности произведений искусства, использующих исторический материал. Отметим лишь, что в этом споре сталкиваются прямо противоположные взгляды и что есть художники, которые считают возможным не очень-то считаться даже с известными фактами. Они, такого рода художники, полагают, что у них иные, чем у историков, задачи — раскрыть дух эпохи, психологию исторических деятелей, внутренний смысл событий, причинные связи между ними и т. д. и т. п. думается, что Эйзенштейн начинал работу над «Иваном Грозным», исходя из примерно таких взглядов на свободу художника.


Автор Админ: 17.07.2010 00:40, Мнений: 0