Малюта
В первой серии Малюта — вообще не исторический Малюта, а придуманный образ вожака народных масс, носящий это имя. Он появляется на экране и, хотя Иван IУ называет его «пустой головой», мы примечаем его и легко догадываемся, что он лишь прикидывается простачком, а на самом деле хитер, умен и прозорлив. Жаров все это раскрывает самыми скупыми средствами: сдержанными жестами, острыми взглядами из-под кустистых бровей, обычно скрывающих выражение глаз, иносказаниями в речи.


В этой серии, называющейся «Взятие Казани», царь Иван оказывается в известной мере именно «народным царем» и своего рода представителем народа при нем становится... Малюта. «Государевым псом» он становится во второй серии, когда царь Иван заявляет: «Отныне Грозным буду!» У Малюты — Жарова меняется вся повадка, особенно жуткой становится походка — пружинистая, неслышная, словно у хищника. Он может на пиру, когда буйствуют молодые опричники, сидеть с закрытыми глазами, как бы отключившись от всего, может быть, задремав. Но вот Федька Басманов недоуменно взглядывает на чуждую здесь, на пиру, фигуру молодого монаха, и сразу же Малюта настораживается, принимает стойку, действительно, как лягавая собака: «Кто такой?» Особенно страшен его вечный прищур: один глаз закрыт, другой сверлит всех вопрошающе, направлен на всех, как дуло пистолета.


Задуман был образ на один манер, во второй серии получился—на иной. В «Боярском заговоре» в нем нет ничего от «народного представителя при царе». Он — страшное, безжалостное, не размышляющее орудие кровавого царя. Причем все это ничуть не входит в противоречие с человеческими качествами исполнителя, поскольку они, как у породистой собаки, относятся только к хозяину. Он и ластится к Ивану по-собачьи — заискивающе, словно становясь меньше ростом, жалко улыбаясь...


О Малюте—Жарове нельзя сказать привычно — положительный или отрицательный образ. Страшный — вот единственное определение.


Автор Админ: 18.07.2010 04:02, Мнений: 0