"Секретарь райкома"
Беда Перчихина в том, что он не живой человек, а, так сказать, плакат на тему, что, помимо белых казаков, подобных, скажем, Григорию Мелехову, каким он выступает в третьей книге «Тихого дона», были казаки красные. Конечно, были,— у того же М. Шолохова есть яростный Мишка Коршунов, устанавливающий и охраняющий советскую власть на хуторе Татарском. Но и те, и другие были в то время исторического разлома, в годы гражданской войны, людьми крутых характеров и трудных судеб. А лихой, неуязвимый и ни в чем не сомневающийся Перчихин ближе не к ним, а к ковбоям из вестернов.


Жаров, умевший превосходно ездить верхом и даже волтижировать, очень даже хорош в роли именно такого плакатного казака — храброго, бездумного, всех побеждающего. Во мнении юного зрителя Жаров вырос. Но, к истории гражданской войны на Дону и в междуречьи, Перчихин имеет весьма отдаленное отношение.


В годы Великой Отечёственной войны Жаров, помимо прочего, снялся в двух памятных картинах, занимающих особые места в истории кино. «Секретарь райкома» И. Пырьева первая полнометражная картина, посвященная фашистскому нашествию и борьбе народа на первом этапе войны. Но не только этим определяется ее значение. Важнее, что при очевидной наивности сюжета, И. Пырьев сумел сделать произведение большой обобщающей силы, страстное и агитационное. Последнее определялось запросами времени — фильм вышел на экраны в дни, когда гитлеровцы штурмовали Сталинград. Жаров сыграл там роль старого русского солдата Гаврилы Русова. Легко понять, что авторы фильма самим именем указывают, что Русов сродни дьяку Гавриле: такой же могучий, внешне встрепанный, живущий не так, «как все, а как ему нравится, такой же чудак по повадкам и такой же пламенный патриот. Однако как простое повторение дьяка Русов не воспринимался — это был народный тип, равно и исторический, и современный.


Автор Админ: 15.07.2010 09:46, Мнений: 0