Советская классика
Вернемся, однако, к «Петру Первому». По постановочному размаху это был крупнейший исторический фильм 30-х годов. Он давно вошел в советскую киноклассику. Заметим, ни на миг не подвергая сомнению его идейно-художественные качества, что он все же и современникам не казался бесспорным по трактовке эпохи и особенно образа Петра. Так А. Довженко, выступая в начале 1940 года на Всесоюзном совещании по вопросам исторического фильма, рассказал услышанный, а скорее им же и придуманный, киноанекдот: ребенок спрашивает: «Папочка, скажи, какой царь, кроме Петра, был еще за советскую власть?» Папа отвечает: «Александр Невский».


Далее А. Довженко говорил о простом и известном: «Царь-товарищ», «народный царь», «царь за мужиков», «царь-либерал» и пр. и пр.— опасные и ненужные вещи... Царь Петр боролся с варварской Россией и боролся варварским способом. Это не умаляет его роли перед нами». Повторение этого полезно всегда, потому что гигантская фигура Петра не может быть принижена показом его таким, каким он был, — не только великим, но и сложным и противоречивым,— напротив, его принижают художники, пишущие его образ одной розовой краской. Философ А. Гулыга прав, замечая, что Петра 1 во весь рост сумел показать только один человек, и это был историк, а не поэт, художник или кинематографист,— В. Ключевский. А ему, между прочим, принадлежат слова о том, что Петр 1, «чтобы защитить отечество от врагов... опустошил его больше всякого врага».


Мы вспомнили об этих спорах потому, что в ряде эпизодов Меншиков явно «подыгрывает» Петру, служит для возвеличения и апологизации последнего. Об этом сразу же по выходе первой серии на экран писал критик С. Цимбал: «Рядом с Петром в картине встает Меншиков — «Алексашка», верный петровский помощник, который, однако, искусно пользуется худшими сторонами, пороками и страстями Петра. Это, так сказать, оборотная сторона медали».


Ну, в общем-то, они оба были «медалями» с разными сторонами — и Петр, и Менщиков. Было явной несправедливостью наделять пороками одного Меншикова, но мы это отмечаем никак не в его защиту. Дело в том, что образ Меншикова не пострадал от того, что его показали со всеми противоречиями — он оказался удивительно достоверным и сочным.


Автор Админ: 03.07.2010 06:29, Мнений: 0