В провинцию за ролями
Но вернемся в 20-е годы. Чем же все-таки объяснить его «исход» из столицы и из Театра Вс. Мейерхольда? Обратимся еще раз к монографии А. Гершковича, близко знавшего Жарова, помогавшего ему в работе над мемуарами. «Ушел он от Мейерхольда, как нам кажется,— пишет А. Гершкович,— потому, что, сыграв, и не без успеха, несколько остроумно придуманных второстепенных ролей и многое получив от великого экспериментатора, Жаров вместе с тем интуитивно понял, что он не актер Мейерхольда. Жаров со своей природной теплотой и мягкостью, приверженностью к бытовой детали нередко тяготился вечными поисками эксцентрического построения образа. Он, по существу, пересиливал себя, когда выполнял указания Мастера. Видимо, это чувствовал и сам Мейерхольд. Внутреннее сопротивление Жарова эксцентриаде делало его не очень привлекательным актером для Мейерхольда, и он не давал ему настоящих ролей. В. Зайчиков, И. Ильинский, Д. Орлов оттесняли Жарова, сами того, разумеется, не желая...»


Да, видимо, все так: он уезжал в провинцию за ролями, за актерской практикой. В Бакинском театре Жаров мог играть много, играть главные роли и играть так, как он считал нужным. Это был ничем не заменимый актерский тренинг. Вряд ли где-нибудь еще он смог бы выступать почти одновременно в пьесах А. Грибоедова и Н. Гоголя, А. Островского и А. Чехова, В. Гюго и Б. Шоу, современных драматургов — Вс. Иванова, Вс. Вишневского, И. Бабеля, Н. Погодина и других.


Не прервали отъезд в Баку и съемки в фильмах.


Насколько все же выигрышнее положение кино по сравнению с театром, когда речь идет о далеком прошлом! Об ушедших спектаклях и ролях можно судить лишь по прессе и фотографиям, многое беря веру или же восстанавливая воображением. А старые фильмы — вот они, лежат в боксах Госфильмофонда и практически их всегда можно посмотреть и самому оценить, сделав, разумеется, поправки на время. Все фильмы с Жаровым — а их около семидесяти — сохранились. Это удивительная и поучительная коллекция. Как и в театре, в кино у Жарова нет роли, после которой он бы «проснулся знаменитыми. В кино случается, что молодой человек после первого же фильма становится «звездой , его портреты печатают на обложках журналов, продают в виде открыток в киосках. У Жарова всё шло постепенно, через большой труд и многие пробы, а началось все, если отбросить две массовки в дореволюционном кино, со встречи с Я. Протазановым.


Автор Админ: 21.06.2010 09:45, Мнений: 0
Метки: Медведь